Эта страница временно не доступна.

    Говорят, старость приходит тогда, когда начинают брюзжать на молодое поколение "А вот мы в свое время....", и вспоминают свое прошлое не иначе как жизнь в раю, и небо тогда было голубее, и трава зеленее, и деревья выше.

    В последнее время я тоже часто вспоминаю свое детство. Вспоминаю как каждое лето на школьные каникулы мы с сестрой ездили к бабушкам: два месяца у белорусской бабушке в Гродненской области, и месяц у украинской - в Черниговской. У меня много воспоминаний, не буду вдаваться в подробности, расскажу только одно. 

   Моя белорусская бабушка выросла в деревне, в юности сбежала в город (тогда крестьянам еще не разрешали переезжать, у них даже паспортов не было), получила профессию повара и всю жизнь плодотворно прослужила на этом поприще. Она очень любила читать, на книги ее не хватало, но прессу выписывала, тогда это было в порядке вещей. За год у нее накапливалась приличная кипа журналов, в основном "Работница и крестьянка" и "Здоровье". Бабушку я уже тогда воспринимала как старую, не смотря на то, что ей было 40 с небольшим, так что наличие такого журнала в ее подписке было для меня вполне логичным. Помню серые и скучные, а иногда и страшные картинки из этого журнала. Но я все равно откапывала каждый номер и искала цветной вкладыш. Иногда меня ждало разочарование, и я находила только рассказ про какое -нибудь лекарственное растение или новое лекарство. Но иногда удача улыбалась мне и я находила новый рассказ про него, Стобеда - Везунчика моего детства. 

post-6-1292418632.png

    Это был деревянный мальчик, продукт некой мебельной фабрики. Мальчик жил у доктора, который или учил его почему нужно мыть руки перед едой, или спасал после неприятностей, тогда дети узнавали, что может случиться если выехать на санках на проезжую часть. 

     Бабушка разрешала вырывать вкладыши с приключениями Стобеда и я собрала небольшую коллекцию, которая потом канула в неизвестность. Недавно я нашла в интернете сканированные экземпляры. Кому интересно, могу скинуть на почту, файл не большой.

P.S. Кстати, доктор удивительно похож на другого доктора, которого мы привыкли называть аббревиатурой ЕОК 

Сегодня в каждом музее можно послушать замечательных экскурсоводов, которые подробно расскажут и о собрании, и о художниках, в нем представленных. В то же время многие родители знают, что большинству детей сложно провести в музее даже час, а рассказы об истории живописи довольно быстро их утомляют. Чтобы дети в музее не заскучали, мы предлагаем «шпаргалку» для родителей — десять занимательных историй о картинах из Третьяковской галереи, которые будут интересны и детям, и взрослым.

1. Иван Крамской. «Русалки», 1871 г.

158030194da4efabb0f3f25e89042903.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской в первую очередь известен как автор картины «Неизвестная» (ее часто ошибочно называют «Незнакомка»), а также целого ряда прекрасных портретов: Льва Толстого, Ивана Шишкина, Дмитрия Менделеева. Но детям лучше начинать знакомство с его творчеством с волшебной картины «Русалки», с которой связана вот какая история.

В августе 1871 года художник Иван Крамской гостил в загородном имении своего знакомого, любителя искусства и знаменитого мецената Павла Строганова. Гуляя по вечерам, он любовался луной и восхищался ее волшебным светом. Во время этих прогулок художник решил написать ночной пейзаж и постараться передать все очарование, все волшебство лунной ночи, «поймать луну» — по его собственному выражению.

Крамской приступил к работе над картиной. Появились берег реки в лунную ночь, пригорок и домик на нем, окруженный тополями. Пейзаж был прекрасен, но чего-то не хватало — волшебство на холсте не рождалось. На помощь художнику пришла книга Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее история под названием «Майская ночь, или Утопленница» — сказочная и немного жутковатая. И вот на картине появились девушки-русалки, освещенные лунным светом.

Художник так тщательно работал над картиной, что она стала ему сниться и ему постоянно хотелось что-то в ней доделать. Спустя год после того, как ее купил основатель Третьяковской галереи — Павел Третьяков, — Крамской в очередной раз захотел что-то в ней изменить и вносил небольшие правки прямо в выставочном зале.

Полотно Крамского стало первой «сказочной» картиной в истории русской живописи.

2. Василий Верещагин. «Апофеоз войны», 1871 г.

726fd64d3cd4a0dc14023be801045676.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Так сложилось, что люди воевали всегда. Испокон веков отважные вожди и могущественные правители снаряжали свои армии и отправляли их на войну. Конечно же, они хотели, чтобы об их военных подвигах узнали далекие потомки, поэтому поэты слагали стихи и песни, а художники создавали прекрасные картины и скульптуры. На этих картинах война обычно походила на праздник — яркие краски, бесстрашные воины, идущие в бой…

Художник Василий Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.

Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет.

3. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.

3d987e27826fee01472ad8889501eb97.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Картину «Грачи прилетели» все знают с детства, и наверняка каждый писал по ней школьные сочинения. И сегодня учителя обязательно расскажут детям про лирические пейзажи Саврасова и про то, что уже в самом названии этой картины слышится радостное предвестие утра года и все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Между тем, мало кто знает о том, что знаменитых «Грачей…», равно как и всех остальных работ Саврасова, могло и вовсе не быть.

Алексей Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика. Желание мальчика заниматься живописью не вызывало у родителя восторга, но тем не менее в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил. И учителя, и одноклассники признавали талант юного художника и прочили ему великое будущее. Но сложилось так, что, не проучившись и года, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Его преподаватель Карл Рабус обратился за помощью к обер-полицмейстеру Москвы генерал-майору Ивану Лужину, который помог талантливому юноше получить художественное образование.

Если бы Лужин не принял участия в судьбе молодого художника, одна из самых известных картин в истории отечественной живописи никогда не появилась бы на свет.

4. Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 г.

82caddbc23f80f2e7df8125f7f6a5e59.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик — и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.

Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета 1878 года и довольно быстро написал увиденное. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Казалось бы — незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».

Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу — ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.

5. Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 г.

dc176749a3a270249d3210a3c951a998.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина — наверное, самая знаменитая картина из коллекции Третьяковской галереи. В нашей стране ее знают все, благодаря репродукциям в школьных учебниках, а может, благодаря шоколадным конфетам «Мишка косолапый».

Но далеко не всем известно, что сам Шишкин написал только утренний лес в туманной дымке, а к медведям отношения не имеет. Эта картина — плод совместного творчества Шишкина и его друга, художника Константина Савицкого.

Иван Шишкин был непревзойденным мастером изображать всякие ботанические тонкости — критик Александр Бенуа его изрядно ругал за пристрастие к фотографической точности, называл его картины безжизненными и холодными. А вот с зоологией художник не дружил. Рассказывают, что именно поэтому Шишкин обратился к Савицкому с просьбой помочь ему с медведями. Савицкий приятелю не отказал, но всерьез к своей работе не отнесся — и подпись ставить не стал.

Позже Павел Третьяков приобрел это полотно у Шишкина, и художник предложил Савицкому оставить подпись на картине — все-таки они вместе над ней работали. Савицкий так и сделал, однако Третьякову это не понравилось. Заявив, что картину он покупал у Шишкина, а про Савицкого и знать ничего не желает, потребовал растворитель и собственными руками удалил «лишнюю» подпись. Так и получилось, что сегодня в Третьяковской галерее указывают авторство только одного художника.

6. Виктор Васнецов. «Богатыри», 1898 г.

d74ae86f8be70b2e46af50771fce8190.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Самым «сказочным» художником в истории русской живописи считается Виктор Васнецов — именно его кисти принадлежат такие известные работы, как «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» и многие другие. Но самая его известная картина — «Богатыри», на которой изображены главные герои русских былин.

Сам художник описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. С героями этой картины — точнее с их прообразами — связана любопытная история.

Виктор Васнецов долго думал, как должен выглядеть Илья Муромец, и долго не мог найти «правильное» лицо — смелое, честное, выражающее одновременно и силу, и доброту. Но однажды совершенно случайно он встретился с крестьянином Иваном Петровым, который приехал в Москву на заработки. Художник был поражен — на московской улице он увидел настоящего Илью Муромца. Крестьянин согласился позировать Васнецову и… остался в веках.

В былинах Добрыня Никитич довольно молод, но на картине Васнецова почему-то изображен человек средних лет. Почему же художник решил столь вольно поступить с народными сказаниями? Разгадка проста: в образе Добрыни Васнецов изобразил себя, достаточно сравнить картину с портретами и фотографиями художника.

7. Валентин Серов. «Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой», 1887 г.

698c0bdb2e60fc1b8cf9d0d89ac58640.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

«Девочка с персиками» — один из самых известных портретов в истории русской живописи, написанный художником Валентином Серовым.

Девочка на портрете — Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в XIX веке было делом совсем необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник — в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.

Благодаря серовскому портрету, Вера Мамонтова вошла в историю, но сам художник вспоминал, каких трудов стоило ему уговорить позировать 12-летнюю девочку, которая отличалась на редкость непоседливым характером. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой.

Труды оказались не напрасными: когда художник представил портрет на выставке, картина очень понравилась публике. И сегодня, спустя более ста лет, «Девочка с персиками» восхищает посетителей Третьяковской галереи.

8. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 гг.

c91a5778ecf16b0c02c928a82747efb2.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Разглядывая ту или иную картину, нередко задаешься вопросом, что послужило источником вдохновения для художника, что подтолкнуло его написать именно такую работу? В случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» догадаться об истинных причинах совсем непросто.

На картине изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Впрочем, многие историки считают, что на самом деле убийства не было и царевич умер от болезни, а вовсе не от руки своего отца. Казалось бы, что может заставить художника обратиться к подобному историческому эпизоду?

Как вспоминал сам художник, мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» появилась у него после… концерта, на котором он услышал музыку композитора Римского-Корсакова. Это была симфоническая сюита «Антар». Звуки музыки завладели художником, и он захотел воплотить в живописи настроение, которое создалось у него под влиянием этого произведения.

Но не только музыка стала источником вдохновения. Путешествуя по Европе в 1883 году, Репин посетил бой быков. Вид этого кровавого зрелища впечатлил художника, который писал о том, что, «заразившись… этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену “Иван Грозный с сыном”. И картина крови имела большой успех».

9. Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 г.

cbc800d3433f080b86d800196d34a69c.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Как иногда много значит название картины. Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Мускулистый молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля — это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый».

Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной — мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, буквально «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект — создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.

10. Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 гг.

de7e8f797c6a7ffa833dd520e54f696c.jpg

© Государственная Третьяковская галерея

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» — событие уникальное в истории отечественной живописи. О ней непросто говорить с детьми, особенно 6–7-летними, но увидеть это монументальное полотно, над которым художник работал более 20 лет и которое стало делом всей его жизни, они должны обязательно.

Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. О композиционных особенностях картины, о ее символах и о художественном языке дети узнают позже. Во время первого знакомства стоит рассказать о том, как одна картина стала делом всей жизни художника.

После окончания учебы в петербургской Академии художеств Александр Иванов был отправлен «на стажировку» в Италию. «Явление Христа народу» должно было стать отчетным произведением. Но художник очень серьезно относится к своей работе: тщательно изучает Священное Писание, историю, месяцами находится в поисках нужного пейзажа, бесконечное количество времени ищет образ для каждого героя картины. Заканчиваются деньги, которые ему выделялись на работу, Иванов ведет нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил зрение и вынужден был долго лечиться.

Когда Иванов завершил свой труд, итальянская публика с восторгом приняла картину, это был один из первых случаев европейского признания русского художника. В России же ее оценили далеко не сразу — лишь после смерти художника к нему пришла настоящая слава.

Работая над картиной, Иванов создал более 600 эскизов. В зале, где она выставлена, можно увидеть некоторые из них. Интересно на этих примерах проследить, как художник работал над композицией, пейзажем, над образами героев картины.

Армен Апресян

Всякий раз когда я слышу про "плохую" экологию, то меня немного улыбает. Нет, моих преподавателей Экологии просто разрывало на месте от этой фразы, меня просто улыбает. Т к и подгузник - это памперс и копир - ксерокс и т д. Что тут поделать?! Просвещать?! Если миллионы людей не могут "просветить" антипрививочников, то куда мне убогой с Экологией.

Экология - (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и логос — слово, учение), НАУКА об ОТНОШЕНИЯХ живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Из фразы плохая экология следует, что наука неважнецкая, так себе наука или что вредная это наука, еще можно предположить, что раз об ОТНОШЕНИЯХ, то отношения эти между организмами не сложились, ругаются видимо они почем зря, т е отношения плохие, но что окружающая среда (куда относиться и живая и неживая природа) не комфортна для жизнедеятельности человека вывод как-то не делается...

Мне всегда весело и хочется спросить, например, как дела обстоят с Физиологий или Метеорологией или еще какой-нибудь логией... Но журналистам все равно. Для них экология = окружающая среда.

Я очень люблю и уважаю Михаила Задорнова, но в одной из своих выступлений, он приводит такой пример "маразма":"Колотушка тук-тук-тук, спит животное паук". Конечно, я не берусь судить данный "шедевр" с точки зрения лингвистики, но он высмеивает смысл фразы. И мне это очень жаль, учитывая всяческое мое почтение к нему.

Итак, несмотря на некоторые разногласия относительно Вирусов, выделять их в отдельное царство или объединить с царством Бактерий, обозвав его царство микроорганизмы, либо вообще не относить сей объект к живой природе, в остальном все ученые солидарны и оставшиеся объекты живого мира делять на следующие Царства: животные, растения, грибы. Ну, к спормым Царствам думаю никому не придет в голову относить пауков (в самом деле ни на Вирус, ни на Бактерию не тянет), Грибом тоже в здравом уме паука не назовешь, ровно как и растением. Вот и получается, что паук -это все-таки животное. Путаница в этом вопросе возникает по потой причине, что когда говорят "животное" все представляют себе млекопитающее и точка. Синонимом "млекопитающего" является термин "зверь", но не "животное" являющееся гораздо более широким понятием.

Разберемся со второй частью тезиса - паук - это не насекомое.

Для этого вернемся к классификации. Итак, иерархия выглядит следующим образом: Царства, Тип, Класс. Промежуточные шаги пропускаю (всякие под и над). И насекомые и пауки относятся к Царству животные, Типу членистоногие, но дальше их пути расходятся на отдельные Классы. Т е отдельно существует Класс Паукообразные и Класс Насекомые. Для обывателя различить между собой представителей данных Классов очень просто, это делается по кол-ву пар ходильных ног: у представителей Паукообразных их целых 4 пары, а у Насекомых всего три.

Теперь Вы с гордым видом можете называть паука животным, не смотря на недоуменные взгляды окружающих, нам к этому не привыкать!

Всем Удачи!

Пока дублирую запись из http://klubkom.net/posts/1585 потом разовью тему подробно, там было не с руки.

Окраска лепестков - это способ обратить на себя внимание насекомого. Самоопыление в природе не распространено, так быстро образуются чистые линии и вылезают нежелательные мутации. Т об, для эффективного размножения цветку необходимо привлечь насекомое-опылителя. Кстати, насекомые видят цвет лепестков другим, чем люди, по цветам точно не помню, помню только, что белый для нас, это самый яркий для насекомых, но это не важно. Смысл в том, что если бы все цветы были одного цвета, то это сильно затруднило бы их жизнь ) ведь каждый вид стремится к размножению в геометрической прогрессии, а следовательно ищет способ привлечь к себе внимание тех, кто этому способствует. Конечно, окраской дело не ограничивается. С Вашего разрешения отвечу шире, вдруг дальше спросит, почему одни пахнут, а другие нет или почему одни большие, другие маленькие, или почему одни симметричные, а другие нет. На любой подобный вопрос ответ один и тот же. Для каждого вида цветов есть свой конкретный вид опылителей. Эволюция цветов идет параллельно эволюции насекомых их опыляющих. Насекомые разные- разные цветы. Те что опыляются насекомыми с длинным хоботком имеют глубокое залегание нектара в цветке, те что тяжелыми, имеют основательную посадочную площадку, есть цветы которые опыляются, например, колибри, понятно, что они должным быть крупными, колибри хоть и мелкая, но птица не знаю как покороче все это рассказать. Смысл в том, что цвет, форма, запах - это специфические приспособления для привлечения насекомых, а не людей например, если насекомое подслеповатое, то опыляем им цветам "до фени" цвет, они источают сильный запах. Я думаю, смысл понятен. Если есть конкретные вопросы задавайте.